Наш древний холистический маркетинг
Развитие бизнеса в XXI в. сопряжено с решением, на первый взгляд, новых задач – технологии управления, менеджмента организации, финансовой аналитики и, наконец, холистического маркетинга. Российский рынок переполняют западные стратегии устройства торговых отношений. Многие консалтинговые фирмы предлагают создание индивидуальных бизнес-моделей, ориентированных на достижение благосостояния компаний, оказавшихся в ловушке или на пороге конкурентной борьбы. При этом на первый план зачастую выводится искусство манипуляции клиентом, у которого, если все действуют по прописанным консультантами правилам, есть только один выбор – в пользу новой бизнес-модели. Клиенту предоставляется так сказать «бесправное» право выбора, замешанное, порой, на простом обмане. Так, по статистике 70% россиян до сих пор считают, что продукция фирмы Bork представляет германский бренд, потому как вера в купеческое слово жива в русском народе на генном уровне, тем более, если качество гарантировано немецким скрупулезным производителем. Сколько времени понадобится современному рынку, чтобы развенчать борковскую легенду на все 100%. И можно ли в нынешней ситуации обойтись без подобных стратегий продвижения бренда, используя честные методы. Или честность не совместима с рыночным мышлением априори?
Упомянув выше русское купечество, хотелось бы обратить внимание на следующий факт, послуживший формированию генетической веры в сказанное купцом слово. Православная традиция, прививавшая людям стойкие нравственные принципы, не позволяла нарушать данное однажды слово. Ни в одной другой стране мира сделка не заключалась посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением, а «холистика» маркетинга строилась на исключительном качестве продукта, доброй молве о меценатстве, благотворительности и щедрых пожертвованиях. Не стоит забывать и о соборности, как о главном принципе предпринимателей дореволюционной России. Именно соборность позволяет говорить о существовании целостного подхода к осуществлению торговой деятельности в России задолго до Котлера и иных западных маркетологов. Основные четыре компонента холистического маркетинга во многом отражались в соборном отношении русских предпринимателей к своему делу:
- маркетинг взаимоотношений (сделка словом и крестным знамением, ответственность перед Богом),
- интегрированный маркетинг (ярмарочная торговля, добрая молва о качестве и честности),
- внутренний маркетинг (долголетние служение делу, очень редкие увольнения, увольнение по собственному желанию – поношение хозяина)
- социально ответственный маркетинг (широкая благотворительность, щедрость).
Отличие же между моделью Котлера и устройством купеческого дела на Руси целевое. В первом случае – это достижение благополучия, пусть даже и на условиях win-win, во втором – ответ за свое богатство перед Богом и людьми. Ведь в былые времена даже мясные лавки прерывали свои продажи на время Великого поста.
Исторические корни нашего предпринимательства, к сожалению, не так популярны в новом русском свете, хотя многие известные предприниматели чувствуют свой ответ и свою ответственность за приобретенное состояние и поныне (см. деятельность Андрея Анатольевича Козицына, союз православных предпринимателей Архангельска и др.).
Наибольшую известность и популярность приобрели в современной России западные модели маркетинга, сочетающие в себе вышеперечисленные компоненты, но имеющие, как уже подчеркивалось, иную целевую установку. Холистический маркетинг как целостный образ мышления предполагает действие, направленное не только на качество продукта, его продвижение, стоимость и место сбыта (классический 4 „P-маркетинг“). Питер Друкер заметил, что «цель маркетинга - достижение такого уровня знаний и понимания покупателей, когда предлагаемые вами товары и услуги им жизненно необходимы и продают себя сами. В идеале результат маркетинга - это готовый к покупке потребитель. Все, что остается сделать, это предоставить ему соответствующий товар или услугу».
Однако не будем забывать, что исторически одним из самых важных факторов успешного развития бизнеса в России является вера человека в слово, подкрепленное делом и молвой. При этом любая манипуляция человеческими ресурсами приводит к отрицательному результату! Таким образом, предварение любых планов в жизнь (управленческих, финансовых, маркетинговых) зависит от приверженности человека своему делу, его готовности нести ответственность, открытости и уважения по отношению к своим коллегам и клиентам.
Упомянув выше русское купечество, хотелось бы обратить внимание на следующий факт, послуживший формированию генетической веры в сказанное купцом слово. Православная традиция, прививавшая людям стойкие нравственные принципы, не позволяла нарушать данное однажды слово. Ни в одной другой стране мира сделка не заключалась посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением, а «холистика» маркетинга строилась на исключительном качестве продукта, доброй молве о меценатстве, благотворительности и щедрых пожертвованиях. Не стоит забывать и о соборности, как о главном принципе предпринимателей дореволюционной России. Именно соборность позволяет говорить о существовании целостного подхода к осуществлению торговой деятельности в России задолго до Котлера и иных западных маркетологов. Основные четыре компонента холистического маркетинга во многом отражались в соборном отношении русских предпринимателей к своему делу:
- маркетинг взаимоотношений (сделка словом и крестным знамением, ответственность перед Богом),
- интегрированный маркетинг (ярмарочная торговля, добрая молва о качестве и честности),
- внутренний маркетинг (долголетние служение делу, очень редкие увольнения, увольнение по собственному желанию – поношение хозяина)
- социально ответственный маркетинг (широкая благотворительность, щедрость).
Отличие же между моделью Котлера и устройством купеческого дела на Руси целевое. В первом случае – это достижение благополучия, пусть даже и на условиях win-win, во втором – ответ за свое богатство перед Богом и людьми. Ведь в былые времена даже мясные лавки прерывали свои продажи на время Великого поста.
Исторические корни нашего предпринимательства, к сожалению, не так популярны в новом русском свете, хотя многие известные предприниматели чувствуют свой ответ и свою ответственность за приобретенное состояние и поныне (см. деятельность Андрея Анатольевича Козицына, союз православных предпринимателей Архангельска и др.).
Наибольшую известность и популярность приобрели в современной России западные модели маркетинга, сочетающие в себе вышеперечисленные компоненты, но имеющие, как уже подчеркивалось, иную целевую установку. Холистический маркетинг как целостный образ мышления предполагает действие, направленное не только на качество продукта, его продвижение, стоимость и место сбыта (классический 4 „P-маркетинг“). Питер Друкер заметил, что «цель маркетинга - достижение такого уровня знаний и понимания покупателей, когда предлагаемые вами товары и услуги им жизненно необходимы и продают себя сами. В идеале результат маркетинга - это готовый к покупке потребитель. Все, что остается сделать, это предоставить ему соответствующий товар или услугу».
Однако не будем забывать, что исторически одним из самых важных факторов успешного развития бизнеса в России является вера человека в слово, подкрепленное делом и молвой. При этом любая манипуляция человеческими ресурсами приводит к отрицательному результату! Таким образом, предварение любых планов в жизнь (управленческих, финансовых, маркетинговых) зависит от приверженности человека своему делу, его готовности нести ответственность, открытости и уважения по отношению к своим коллегам и клиентам.
Отзывы и комментарии