Дизайн - полет фантазии или расчетливая скрупулезность?
Дизайн (от английского — design) — замысел, план, намерение, цель; происходит от латинского слова designare — отмерять, намечать. Казалось бы, вполне четкое определение. Но почему-то многие считают, что дизайнер — это обязательно творческая профессия. Нет, дизайнер, в первую очередь, технарь. Он обладает набором технических приемов и знаний, позволяющих создать визуализацию идеи.
Дизайн должен учитывать все аспекты использования продукта. Самое главное в дизайне — функциональность. Это касается всего спектра применения дизайна: автомобиль должен отлично ездить и быть комфортным, логотип обязан быть легко запоминающимся, а сайту необходимо показать посетителю кратчайший путь к желаемому разделу.
Никто не мешает выражать дизайнерам свои творческие порывы в свободное от работы время. Но, выполняя заказ, дизайнер должен учитывать желания клиента и оценивать удобство пользования продуктом, а не стараться сотворить красоту неописуемую.
Считать профессию дизайнера творческой свойственно людям, не относящимся к ней. Это нормально. Хуже, когда дизайнер сам считает себя творцом прекрасного и пытается навязать свои взгляды заказчику и потребителю.
Так делать нельзя. Во-первых, каждый заказчик уже знает, какой продукт он хочет получить на выходе. Единственное, чего он не может самостоятельно, так это визуализировать свое желание. И вот тут необходимы технические знания дизайнера, который на основе своего опыта будет предлагать заказчику варианты. Во-вторых, можно сколь угодно долго объяснять клиенту о значении перспектив и объема, можно убеждать его в необходимости применения неординарных подходов, можно даже обвинить клиента в отсутствии художественного вкуса. Это все не имеет значения. Заказчик определяет свое отношение к дизайну самым простым способом: нравится — не нравится. И все.
Нельзя навязывать свою точку зрения. Каждый человек видит мир по-своему, а точку зрения, схожую с точкой зрения дизайнера, поддерживают очень немногие. Нельзя объяснять что-то про современные тенденции. Потребители создают тенденции, а вовсе не дизайнеры. Тот продукт, что понравился, входит в тренд. Каждый продукт дизайна создается для извлечения экономической выгоды. А платят деньги самые обычные люди, и именно они решают, каким быть дизайну.
Тот дизайнер, что считает своей обязанностью сделать красивый продукт, в корне неправ. Прав тот, кто делает востребованный продукт. Правило «клиент всегда прав» работает в дизайне на сто процентов.
Личности, считающие себя творческими, могут сколь угодно долго охать по поводу отсутствия чувства прекрасного у большей части населения. Население четко определяет грани между изящностью и напыщенностью, оно хочет пользоваться тем, что нравится ему, а не тем, что предлагают полусумасшедшие особы.
Мир моды — яркое тому подтверждение. На показах новых коллекций модели дефилируют в жутких вычурных нарядах, которые срывают аплодисменты публики. Но это не признание. Это всего лишь чувство такта. Все сидящие на показе знают — 99% представленных моделей никогда не пойдет в производство. Поэтому коллекции неимоверно преображаются перед запуском в тираж, остаются лишь небольшие элементы, напоминающие о первоначальном замысле.
Можно возразить, что творческий дизайн просто опережает свое время. Это не просто пустые слова, это снобизм, основанный на презрении своих современников. И это ложь.
В пятидесятые годы на автомобильных выставках в США было множество концептов, «опередивших свое время». И где эти концепты сейчас? Те идеи не пришлись по вкусу потребителям тогда, не востребованы они и сегодня.
Конечно, футуризм необходим в дизайне. Но он нужен лишь для того, чтобы прощупать почву, определить, к чему готовиться в будущем, какие тенденции приемлет современное общество.
Если все дизайнеры поймут это, то нас перестанут окружат уродливые и низкофункциональные вещи, выражающие нетривиальный взгляд своего творца. Мы — простые люди и просто хотим, чтобы было удобно и радовало взгляд, а не бросало вызов окружающему миру.