Хитрые вещи века

Как правило, когда заходит речь об имитации, люди руководствуются высказыванием Эразма Роттердамского: «…Ненавистна Природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством…». Что ж, с великим философом, безусловно, стоит согласиться. Но в наши дни нередки ситуации, когда использование именно копии, формальной подделки под «натуру» становится единственно возможным решением для неординарной задачи. Особенно часто с этим сталкиваются люди творческих профессий – архитекторы и дизайнеры. И именно имитации позволяют им создавать настоящие шедевры, тем более, что некоторые из них имеют весьма древнюю историю…

«Мне нравятся очень обои…»

Мифический Козьма Прутков, автор приведенной строки, спасся благодаря удачному, хотя и неправильному грамматически, каламбуру. Тем не менее, обои, на которые наш герой глядел, в начале XIX века на самом деле могли быть дизайнерской «изюминкой» помещения. Причем как раз в силу того, что являлись… имитацией!
Действительно, несмотря на то, что, формально, первые бумажные обои появились в Китае еще за два века до Новой эры, свое триумфальное шествие они начали лишь в эпоху Просвещения в Европе. И именно потому, что позволили качественно и относительно недорого имитировать дорогие и редкие тканые (шелковые и гобеленовые). Дело в том, что в XVII веке научились в промышленных масштабах делать так называемые «фальшивые шелка». Фактически, это были композиции из некондиционных шелковых ниток, «художественно» наклеенных на загрунтованную бумагу. Качество имитации было весьма высоким: достаточно сказать, что такими обоями были декорированы Лувр и дворец кардинала де Ришелье. А когда во второй половине XVIII века бумагу научились еще и покрывать тиснением и дешево печатать на ней разноцветные принты, недорогое и красивое стеновое покрытие перекочевало из дворцов в дома попроще – купеческие и мещанские.
Сегодня обои считаются материалом почтенным – натуральным и традиционным. Но это не мешает им вновь «менять кожу», имитируя материалы очень далекие от бумаги. Впрочем, и сами они ушли от своих предшественников. Теперь основными материалами для производства обоев стали флизелин и винил.
«С одной стороны, - считает московский дизайнер и художник Анна Голубева, - обои – материал традиционный, за это их и любят потребители и профессиональные дизайнеры. С другой стороны, современные варианты этой отделки весьма далеки от привычных невзрачных бумажных полотнищ. Например, сегодня очень популярны виниловые обои, весьма точно имитирующие по внешнему виду и фактуре шелк и гобелен. Такая отделка стен позволяет добиться очень необычных эффектов, делать интересные стилизации, реализовывать как «ортодоксальные», так и новаторские интерьерные идеи».
Такая «гибкость» позволяет обоям занимать новые ниши в отделке помещений. Например, российская обойная фабрика Erismann предлагает продукт весьма точно воспроизводящий… керамическую плитку! Причем, благодаря особой обработке поверхности, такое покрытие может с успехом «работать» в традиционных для керамики местах – кухне и ванной.
С другой стороны, спросом пользуются и бумажные обои ручной работы, имитирующие старинные и сделанные по технологиям двухвековой давности. Для их выпуска обычно используются натуральные материалы – сизаль, конопля, бамбук, закрепленные на бумажной основе. Каждая партия невелика (не более 10-15 рулонов). Дело в том, что, например, при использовании сизаля, на одном станке за рабочий день можно сделать менее 30 м полотна. Примерно такова скорость производства и для других волокон.
Стоит заметить, что, как правило, такие материалы используются не как сплошное покрытие стен, а в качестве необычного интерьерного акцента.

Камень, дерево, бумага

Керамическая плитка, в свою очередь, тоже не прочь «обмануть» зрителя. И если обои «близко к тексту» имитируют майолику, то та, в свою очередь, копирует бумагу и ткань. «При разработке новой – «Японской» - коллекции, - говорит Лада Шелаева, специалист компании Kerama Marazzi, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, - мы стремились воплотить дух этой загадочной и привлекательной страны. Японский интерьер, помимо очевидной тяги к минимализму, опирается на максимальную естественность. Здесь много дерева, камня, рисовой бумаги, бамбуковых циновок. От этого мы и отталкивались, формируя идеи для дизайна плитки. Например, один из разделов коллекции - «Татами» - имитирует фактуру этого традиционного материала. Причем настолько точно, что легко обмануться – кажется, что стены покрыты бамбуковой плетенкой».
Современные технологии производства плитки и керамогранита в наши дни позволяют создавать качественные имитации не только бумаги, но и таких «живых» материалов, как кожа и мех. И это позволяет создавать необычные интерьеры. Например, в «тематических» магазинах сети «Мир кожи и меха» стены отделаны керамическим декором, воспроизводящим… мех леопарда! А есть еще и коллекция «Варан», напоминающая шкуру рептилии – она тоже дает возможность дизайнеру «играть со смыслами» в процессе создания необычного интерьера. С другой стороны, керамика сегодня успешно имитирует стекло и сталь, незаменимые при организации пространства в стиле hi-tech.
«Великим обманщиком» можно назвать и керамогранит. Кстати, само это название – вполне российское изобретение, не имеющее отношение к итальянскому термину. Но оно очень точно передает особенности этого прочного материала. В отличие от традиционной плитки, которая представляет собой керамический черепок, облитый глазурью, керамогранит «выпекают» в массе под большим давлением, получая на выходе продукт, действительно очень похожий на натуральный камень. А последующая обработка усиливает сходство. «Керамогранит может быть подвергнуть сатинированию, - говорит Павел Ковальков, менеджер по новой продукции Kerama Marazzi, - это одна из разновидностей полирования, так называемая «технология лощения». В результате обработки специальными щетками с алмазными ворсинками возникает эффект матовой, слегка "состаренной" поверхности, что дает возможность использовать его в существующих исторических или же в неоклассических интерьерах, имитируя природный камень».
Качественная имитация позволяет успешно решать технологические и эстетические проблемы. «Натуральные» материалы, - говорит дизайнер Анна Голубева, - часто тяжелы и капризны в монтаже и уходе, или же просто не могут быть использованы в определенных местах. Очевидно, что дерево или бумага вряд ли долго прослужат в ванной, каким бы обработкам их не подвергали. Но, допустим, логика создания интерьера требует именно их; тогда современная плитка становится разумным компромиссом. Это же касается и натурального камня: он, безусловно, хорош, но труден в обработке и укладке, и требует сложного ухода в процессе эксплуатации. У современного человека на это банально может не быть времени. С другой стороны, можно подобрать керамогранит, внешне практически неотличимый от «первоисточника», который легко монтируется и, если надоест, может быть без проблем заменен другим. Это, кстати, еще одна примета нашего времени: сегодня интерьеры «на века» уже не в чести, слишком быстро меняется жизнь и вкусы. Поэтому имитации – незаменимый инструмент для дизайнера и архитектора…».

Нас возвышающий обман…

Иногда потребность в «обмане» является вынужденной. Например, в случае с реставрацией или воссозданием исторических зданий, или же необходимостью вписать новое в уже существующий архитектурный контекст.
Например, для старинных домов характерны окна с витражными размещением оконных стекол. Проще говоря, рама разделена на множество небольших секций. Заменить их на современные окна без потери ощущения аутентичности просто невозможно, а воспроизводить технологию полутора-двухвековой давности – дорого и бессмысленно. И здесь вновь на сцену выходят имитации. «Сегодня существует немало решений, с помощью которых можно заменить окна в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – говорит Рафик Алекперов, руководитель отдела компании «Проплекс». – Например, можно использовать так называемые «фальш-импосты». Эти тонкие декоративные профили наклеивают на стекло с внутренней и внешней стороны. Тем самым имитируются старинные оконные переплеты. В итоге, самоклеющиеся перемычки позволяют сократить время производства подобного окна: визуальное разделение светового проема не требует изготовления большего количества стеклопакетов и дополнительных импостов. Благодаря этому cнижается и стоимость готового изделия».
Не менее часто при ремонте или реконструкции старинных зданий приходится воссоздавать лепнину. И если для исторически ценных домов технология вынужденно воспроизводится, то для объектов «попроще» чаще всего используют имитации – из гипса, линкрусты или полиуретана.
Что касается гипса, то этот материал вполне традиционен, когда нужно имитировать мрамор или алебастр. С линкрустой все сложнее: это отделочный материал, имитирующий лепнину, история которого началась еще в 1877 году. Изобретатель линкрусты - Фредерик Уолтон, «отец» всем знакомого линолеума, смешал измельченные в муку древесные опилки с льняным маслом, мелом, воском и канифолью. В результате получилась плотная масса, при застывании прочно удерживающая заданный рельеф. Дополнительным удобством стало и то, что эта «псевдолепнина» выпускалась в рулонах, как обои (также производится она и сегодня). Материал оказался не только удобным и красивым, но и стойким: до сих пор целы интерьеры Букингемского дворца, оформленные линкрустой.
Но в наши дни, безусловно, пальму первенства в имитации лепнины держит высокопрочный и легкий ультрасовременный материал – пенополиуретан. С его помощью можно легко воссоздавать самые сложные образцы лепнины, благо, что ассортимент производители предлагают, поистине, неисчерпаемый. Тем более, что монтировать полиуретан очень просто – достаточно баллона с «жидкими гвоздями» и обычного строительного пистолета.

"Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!.." – слова Пушкина, знакомы с детства, давно стали расхожим штампом. Однако от этого они не сделались менее верными. И уж точно их можно отнести к имитациям, без которых немыслима сегодняшние архитектура и дизайн. Благо, что качественных «обманок», позволяющих решить самые сложные интерьерные задачи, сегодня производится огромное количество.

Пресс-служба Kerama Marazzi



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: