Что посмотреть в Боливии во второй декаде декабря?
Как и у любой уважающей себя державы, у Боливии тоже есть свои государственные символы. В первую очередь, это флаг.
Флаг, как флаг. В принципе, ничего необычного. Стандартное прямоугольное полотнище, в длину чуть больше, чем в ширину. Если кого-то интересуют пропорции, то ширина относится к длине, как 15:22. По горизонтали флаг поделен на три равновеликие полосы. Сверху красная, посередине желтая, внизу зеленая. Этакий флаг-светофор. Но если у последнего красный цвет означает «стой», то на боливийском государственном флаге полоса этого цвета символизирует кровь национальных героев, их любовь и жертвенность по отношению к родной стране. Зеленый — цвет надежды, веры в прогресс и развитие Боливии. Ну, а желтый… Желтый символизирует минеральные ресурсы страны и инков, первыми начавших использовать их во благо себе и своей империи.
К ресурсам мы ещё вернемся, а пока закончим с боливийскими флагами. На государственном флаге страны в его центре, посередине желтой полосы, размещен государственный герб Боливии.
Военный флаг страны отличается от государственного только размерами. Он чуть меньше. Гражданский флаг не уступает государственному по своим размерам, но у него отсутствует герб по центру. А вот военно-морской флаг Боливии… Да, оказывается у страны, не имеющей выхода к морю, есть военно-морской флаг. По вполне понятной причине он используется только на речных и озерных судах. Хотя было время…
Но, опять же, о том времени, равно как и о минералах, чуть позже. Пока же — о военно-морском флаге Боливии. Вполне естественно, что он синего цвета. Как-никак: не просто военный (у тех — своё знамя). Морской! А море, оно априори должно быть синим. Но флаг не весь синий. Только три четверти. Дело в том, что в левой верхней четверти военно-морского флага помещен гражданский флаг страны. Три равновеликих горизонтальных полосы — красная, желтая, зеленая. Причем гражданский флаг занимает не всю площадь четверти, а оставляет снизу и справа ещё немного местечка — достаточного для того, чтобы по этой части периметра гражданского флага разместить девять небольших звезд с пятью лучами. Точно таких, какие раньше были и на нашем знамени. Государственном флаге Союза Советских. Но это ещё не всё! Помимо небольших звезд, символизирующих девять департаментов Боливии, на военно-морском флаге этой страны есть ещё одна звезда. Большая. По центру нижней правой четверти флага. Она символизирует право страны на выход к морю, который когда-то был у Боливии.
А вот уже теперь об этом — подробно.
Во второй половине XIX века мировое сельское хозяйство практически исчерпало экстенсивный путь развития за счет увеличения площадей обрабатываемых земель. На повестку дня был поставлен вопрос повышения их производительности, увеличения отдачи от каждого гектара сельхозугодий. Соответственно, резко вырос спрос на селитру как основной источник природного азота. Ведь каждая тонна азотных удобрений, исходным сырьем для производства которых служит именно селитра, повышает урожайность зерновых на 10−15%, картофеля в — 2 раза, а свеклы — в 2−2,5 раза.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1872 году правительство Боливии заключило с «Melbourne Clarke & Co.» концессионное соглашение на разработку месторождений селитры, расположенных на тихоокеанском побережье страны, в районе города Антофагаста. И целых семь лет всё было нормально. Образованная в конце 1872 г. «Antofagasta Nitrate & Railway Company», в которую были влиты активы компании концессионера, занималась разработкой месторождения. А правительство было удовлетворено тем, что начался процесс хозяйственного освоения удаленного от столицы края.
Но в 1879 г. в дело вмешался боливийский парламент. Он объявил недействительным договор о беспошлинной добыче и вывозе нитратов. Мол, конституция страны 1871 г. требует обязательной ратификации подобных договоров представительным органом власти. Кстати, парламент не против его ратифицировать, но на несколько иных условиях. Предусматривающих, в частности, уплату концессионером налога в размере 10 центов с каждой добытой им тонны селитры. «Antofagasta Nitrate & Railway Company» посчитала аппетиты боливийских парламентариев чрезмерными и с криками «Грабаул! Караулят!!», обратилась за помощью к Чили.
И та — услышала. В феврале 1879 г. части чилийской армии вошли на территорию Боливии, чтобы уже силой оружия поддержать стабильность добычи «Antofagasta Nitrate & Railway Company» природных нитратов натрия в районе Антофагасты. В апреле за Боливию вступилось Перу, у которого был договор о взаимопомощи с этой страной. Так началась Вторая Тихоокеанская война. Поскольку велась она именно за месторождения селитры, её нередко называют Селитряной войной.
Не буду рассказывать о всех её перипетиях. Уже к концу 1879 года армия Чили заняла не только боливийское побережье, но и оккупировала южную перуанскую провинцию Тарапака. Боливия де-факто вышла из войны. Перуанцы продержались дольше. Но 12 июня 1883 года и они вынуждены были подписать мирный договор, по которому победителю отходили провинция Тарапака и регион Арика-и-Паринакота. Административный центр последнего — Арика, ныне самый северный город Чили. С Боливией перемирие было заключено 4 апреля 1884 года. По его условиям проигравшая сторона теряла Антофагасту и лишалась выхода к морю.
Поэтому, если занесет вас нелегкая в Боливию, обязательно найдите военно-морской флаг этой страны. Посмотрите на большую звезду в правой нижней его четверти, вспомните о праве Боливии на выход к морю и съездите в Антофагасту.
Сделать это совсем не трудно. Ведь та железная дорога, которую в 1872 году начала с востока, от Антофагасты, строить для освоения переданных ей в концессию месторождений селитры «Antofagasta Nitrate & Railway Company», сейчас заканчивается в боливийском городе Оруро. Он лежит в 225 км на юго-восток от столицы Боливии Ла-Паса и через него проходит главная автомагистраль страны № 1 «Ла-Пас — Потоси». 3 часа — и вы уже в Оруро. Можно выйти там. Но есть и иной вариант: потратить ещё несколько часов, проехать всё на тот же юго-восток чуть более трех сотен километров и уже в Потоси пересесть на поезд. Ведь это тоже — одна из станций на линии Боливия-Антофагаста. А как выйдете на конечной станции, уже в Чили, то вот он — Тихий океан, право выхода к которому лишилась Боливия в результате Селитряной войны.
Кстати, декабрь в Южном полушарии, самый что ни на есть летний месяц. И… Почему бы не искупаться? Если у Боливии больше нет права на выход к морю, то у вас его никто не отнимал.