Кто виноват в том, что две дочери Карла Маркса покончили с собой? Часть 1
Виновато ли воспитание, которое дал своим детям Карл Маркс, в том, что две из трех его дочерей покончили с собой? Косвенным образом да, но основной причиной самоубийства, скорее всего, было то, что Женни Маркс неправильно объяснила своим детям причину, по которой Энгельс оказывал их отцу материальную помощь.
Как получилось, что две из трёх дочерей Карла Маркса закончили жизнь самоубийством? Ключом к этой загадке может послужить теория доминирования, которая, в частности, гласит, что свой жизненный путь ребенок выстраивает, копируя те качества Доминирующего родителя, которые вызывают восторг и преклонение у Подчиненного родителя, что во многом делает его судьбу предсказуемой.
Изучая сильные качества Доминирующего родителя (то есть те, что давали ему власть над Подчиненным родителем и, соответственно, копировались затем детьми), можно разгадать многие загадки судеб его потомков. Не вызывает никакого сомнения то, что в семье Марксов Доминирующим родителем являлся отец, а Подчиненным — мать, искренне восторгавшаяся грандиозной деятельностью своего мужа и посвящавшая все свое свободное время переписыванию его работ.
Средняя и младшая дочь покончили с собой не в годы несмышленой юности, как можно подумать, а в весьма зрелом возрасте. Что за этим стоит? Виновато ли в произошедшем воспитание в доме отца?
Известно, что девочки очень любили Маркса. Несмотря на то что он был человеком прижимистым и даже скупым в отношении своих детей, свое личное время он тратил на них охотно. Маркс много читал детям вслух. «Как и моим сестрам до меня, он прочел мне всего Гомера, всю „Песнь о Нибелунгах“, „Гудрун“, „Дон-Кихота“, „Тысячу и одну ночь“ и т. д.», — писала об отце младшая дочь Элеонора. Таким вниманием, согласитесь, может похвастать далеко не каждый современный ребенок, так что воспитание вроде бы было нормальным.
Нельзя отрицать, что дочери Маркса стали благодаря влиянию своего отца образованными, интеллектуальными и общественно активными личностями.
Старшая, Женни, была журналисткой и политическим деятелем. Она вышла замуж за французского журналиста, революционера, участника Парижской коммуны и члена Международного товарищества рабочих — Шарля Лонге, и родила шестерых детей. Ее описывают следующим образом: «Привлекательная, стройная, с темными локонами, она по внешнему виду и по складу ума была очень похожа на своего отца. Это была веселая, живая и приветливая, в высшей степени воспитанная и тактичная девушка; все грубое, бросающееся в глаза, ей претило». В умственном плане Женни была развита не по годам, что можно заметить по ее школьным тетрадкам. В 13 лет она читала, например, Гомера, Фукидида, Геродота и других сложных авторов. Всю жизнь она интересовалась наукой и следила за новыми открытиями. В частности, сразу по выходе в свет книги Дарвина обратила внимание на его учение. Как видим, ее жизнь, насколько можно судить, сложилась вполне благополучно. К сожалению, старшая дочь Маркса умерла в 38 лет по причине астмы и онкологии.
Младшая дочь, Элеонора, была деятельницей социалистического и женского движений Великобритании и переводчицей литературных произведений. В юности она увлекалась театром и даже предполагала посвятить себя сцене. Вроде бы тоже все нормально, только семейная жизнь Элеоноры сложилась крайне неудачно. Ее гражданский муж Эдуард Эвелинг, с одной стороны, обладал схожими интересами. Он был пропагандистом идей Маркса, кроме того, проявил себя как талантливый драматург и литературный критик. С другой стороны, Эдуард то и дело изменял своей подруге, часто оскорблял ее и оставлял без гроша в кармане. Последнюю деталь относительно материального положения Элеоноры прошу запомнить — к ней мы еще вернемся.
Детей у Элеоноры не было. Письма несчастной в последние годы ее жизни были полны отчаяния, и порой она говорит о том, как хорошо бы ей было умереть. В 1898 году в возрасте 43 лет эта активная, умная, деятельная женщина, которая с большой охотой включалась в любую общественную работу, отравилась. Казалось бы, тут дело ясное: дошла до крайности из-за унижений в семейной жизни. Но подождите с выводами — посмотрим на причину самоубийства средней дочери Маркса, Лауры.
Лаура была самой красивой из дочерей Маркса, и следы ее красоты были видны даже в пожилом возрасте. Лаура стала активной деятельницей французской Рабочей партии и перевела на французский язык многие работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Мужем ее был Поль Лафарг, видный экономист и теоретик марксизма, работавший в Первом Интернационале. Супруги прожили в ладу и согласии 43 года, распространяя марксизм во Франции и Испании. Поль работал в фотолитографической мастерской, занимался журналистикой и трудился одно время в страховой компании, однако с деньгами было сложно, и они с женой вынуждены был пользоваться помощью Энгельса, а после его смерти в 1895 году — финансовой поддержкой партии.
Незадолго до ухода Лафаргов из жизни их навестили Ленин и Крупская. Через некоторое время русские революционеры были поражены известием о том, что 26 ноября 1911 года Поль и Лаура совершили самоубийство, приняв цианистый калий. Лауре было 66 лет, Полю — 69 лет. Выяснилось, что Лафарг оставил предсмертное письмо, в котором писал, что решение умереть в семьдесят лет было принято им давно, поскольку далее последует старость и он станет балластом для партии, так как у него нет детей и средств к существованию. (Лаура родила троих детей, но, судя по записке Лафарга, они не выжили). Лаура Лафарг, как известно, тоже неоднократно говорила, что не доживет до старости, чтобы не стать обузой.
Ленин был потрясен чудовищностью того, что произошло. Мысль его то и дело возвращалась к тому, как ушли Лафарги, что не удивительно: Надежда Константиновна, страдавшая базедовой болезнью, не родила ему детей, а жили супруги так же, как Лафарги, на средства партии. Крупская вспоминала, как Ленин сказал ей: «Если не можешь больше для партии работать, надо уметь посмотреть правде в глаза и умереть так, как Лафарги». На похоронах Лафаргов Ленин публично высказал похожую мысль, выразив преклонение перед альтруизмом погибших революционеров.
В связи с этим существует интересная статья Игоря Быстрова, опубликованная в журнале «Столица» № 3 за 1992 год под названием «Последний заговор братьев Ульяновых», где приводятся веские аргументы в пользу того, что, оказавшись в плену неизлечимой болезни, Ленин, с помощью близких ему людей, прежде всего младшего брата, Дмитрия Ульянова, получил согласие партийного руководства позволить ему уйти из жизни.
Продолжение следует…