Стеклянная гармоника: в чём её уникальность?
Воздушный, хрустальный звук этого инструмента вдохновлял выдающихся композиторов на создание замечательных произведений. В одно время стеклянная гармоника была забыта. Однако не так давно наступило её возрождение – она вновь зазвучала в концертных залах и оперных театрах.
Оперу Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» можно назвать поэмой о любви и смерти. История эта очень грустная. Лючия любит благородного Эдгара. Но в результате интриг, коварства и обмана она стала женой Артура. От горя героиня потеряла рассудок и заколола нелюбимого супруга его же шпагой, не осознавая, что сделала. Пришедшие на свадьбу гости в ужасе видят Лючию, которая в беспамятстве повторяет слова любви, сказанные когда-то Эдгару.
Знаменитая сцена сумасшествия чрезвычайно сложна для любой певицы. Голос буквально летит к далёким звёздам. Его трелям вторит флейта. Однако сам Доницетти настаивал на использовании другого музыкального инструмента — стеклянной гармоники. Её хрустальный звук создаёт атмосферу особой таинственности и подчёркивает зыбкость душевного состояния героини. Этот редкий инструмент имеет свою интересную историю. Волшебные стаканы
Предшественники стеклянной гармоники появились в XII—XIV вв.еках в Китае и Персии. Первоначально это был лишь набор стаканов, наполненных водой, — от её уровня зависела высота звука. В Европе играть на них начали примерно в XV столетии. Постепенно техника совершенствовалась. В XVII веке начали использовать 30−40 стаканов. Исполнитель прикасался к их краям, что позволяло извлекать удивительно красивые звуки.
В середине XVIII столетия столь своеобразный музыкальный инструмент стал очень популярен в Англии. Его чудесным звучанием восхищался Кристоф Виллибальд Глюк, посетивший Лондон. Под руководством знаменитого композитора состоялся уникальный концерт на стаканах. Прославился ирландский исполнитель Ричард Пакрич. Изобретение Бенджамина Франклина
Политический деятель, чей портрет помещён на стодолларовых банкнотах, внёс заметный вклад в музыкальное искусство. Он приехал в Лондон как посол Соединённых Штатов и во время этого визита услышал игру на поющих стаканах. Звучание привело его в восторг. Франклин решил сделать усовершенствованный инструмент, который позволил бы музыкантам добиваться большей виртуозности исполнения.
Стаканы были заменены стеклянными полусферами, надетыми на металлическую ось. Их нижний край помещался в ёмкость с разбавленным уксусом. Конструкция приводилась в движение при помощи педали. В процессе игры чашечки постоянно увлажнялись — это необходимое условие для извлечения звука.
Есть мнение, что такая ось с полусферами была известна и прежде. Однако ножной привод, заставляющий конструкцию вращаться, разработал Франклин. Большое внимание он уделял особенностям изготовления стеклянных чашечек — их важно было правильно шлифовать и настраивать, чтобы звук получался максимально мелодичным. Технические нюансы Франклин описал в своей автобиографии. Восторг и настороженность
Вольфганг Амадей Моцарт написал два произведения для стеклянной гармоники. Вдохновило его выступление Марианны Кирхгеснер. В раннем детстве эта исполнительница потеряла зрение, что не помешало ей в совершенстве овладеть искусством игры на столь сложном инструменте. Марианна с большим успехом гастролировала в странах Европы, а в апреле 1798 года посетила Санкт-Петербург. Нередко замечательная исполнительница играла при дворах знати и давала уроки.
Стеклянной гармоникой восхищались поэты Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер. Композитор Ференц Лист, чтобы выразить свой восторг от мастерства Фредерика Шопена, сравнил его игру на фортепиано со звучанием стеклянной гармоники. Для инструмента создавали произведения Людвиг ван Бетховен, а позднее — Рихард Штраус.
Однако отношение к стеклянной гармонике подчас было настороженным. Бытовало убеждение, что её звучание сильно влияет на душевное состояние и может вызвать даже помрачение рассудка. В ряде германских городов на стеклянную гармонику был наложен запрет. Раннюю смерть Марианны Кирхгеснер связывали с нервным заболеванием, к которому якобы привели звуки инструмента. Но высказывалось и другое мнение, согласно которому воздушный голос гармоники, напротив, действует успокаивающе. Поэзия хрустального звона
Звучал необычный инструмент и в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Это замечательно помогало наполнить произведение сказочным колоритом. Но к началу XX века стеклянная гармоника была забыта, и её стали заменять другими инструментами. Возрождение наступило относительно недавно. В 2003 году состоялось аутентичное исполнение оперы «Руслан и Людмила». Правда, в тот момент, за неимением настоящей стеклянной гармоники, применили сложную систему стаканов с водой.
Есть у инструмента и свои модификации. Например, существует разновидность, в которой используются клавиши — они при помощи особых механизмов соединены со стеклянными чашечками. Известность получил веррофон, который создал немецкий мастер Саша Реккерт. Инструмент представляет собой набор стеклянных трубок. Их длина различается, что влияет на высоту звука. Они закреплены вертикально на деревянном корпусе.
В последние годы стеклянная гармоника вновь зазвучала в опере «Лючия ди Ламмермур». Уже стали легендарными спектакли с участием замечательной певицы Натали Дессей. Её голос буквально сливался с прозрачными аккордами, похожими на звон крыльев хрустальных бабочек. Это великолепно рисовало романтический образ героини. Красота не подвластна времени — возрождение стеклянной гармоники подтверждает это. Её звучание — это поэзия, сотканная из восхитительных звуков.