«Пекарь» Яна Стена. Какой хлеб пекли в Нидерландах в XVII веке?

Нидерландский художник Ян Стен известен как мастер жанровых сцен. Но одна из его картин не попадает ни в какую категорию. Это – «Пекарь».

Ян Стен — знаменитый голландский художник (1626−1679). Родился в состоятельной семье, его отец был пивоваром, и семья держала пивоварню два поколения. Учился в латинской школе, потом в Лейденском университете. В 1648 году вместе с Габриэлем Метсю организовал в Лейдене гильдию св. Луки.

Был женат, имел 8 детей. Работал со своим отчимом, потом переселился в Дельфт, там открыл пивоварню и держал ее три года без особого успеха. В 1654 году, после взрыва порохового склада в Дельфте, художественный рынок пришел в упадок, но для Яна Стена это был как бы поворотный год: он написал портрет бургомистра Дельфта с дочерью. С этого момента он утвердился как портретист и жанрист.

В 1672 году, после того как рынок живописи рухнул, он открыл таверну. Тем не менее в 1674 году он стал президентом гильдии св. Луки в Лейдене. А его соучредитель Габриэль Метсю стал его собутыльником.

Ян Стен написал большое количество картин, посвященных «веселым людям»: они пьют и гуляют, наслаждаются жизнью. Есть компании поизысканнее, есть попроще. Жизнерадостный художник писал то, что видел (по крайней мере, в большинстве случаев). Хотя и в его картинах есть элементы приукрашивания. Причастность к пивоварению не прошла бесследно (вроде бы, пьянство — это нехорошо, но мы бы никогда не узнали эту сторону жизни, будь Ян Стен — и не только он — трезвенником).

Среди всех его полотен одно стоит особняком. Это — портрет пекаря, его жены и его пекарни. Пекарня, правда, где-то за спинами персонажей. Пекарь и его жена показывают художнику продукцию, а мальчик, выглядывающий из-за спины, трубит в горн, извещая людей о том, что их ждет горячая выпечка.

Что же пекли в то время в Нидерландах? Что было популярным? Прежде всего — кренделя. Их подвешивали на специальной стойке, довольно вместительной. Правда, на картине она почти пустая — видимо, товар уже ушел к едокам. Далее — ватрушки. Громадные. Величиной с большую тарелку. Потом — пироги с начинкой. Какая начинка — непонятно, не видно. Потом — булочки. И, наконец, нечто вроде пряника. Печатного, на нем четко виден рисунок.

Художник показал инструмент для выпечки: пирог лежит на лопате, которую держит пекарь. Судя по тому, что на заднем плане показана решетка с готовыми булочками, и судя по веселой физиономии пекаря, дела у него шли неплохо.

Картина небольшая, можно сказать, маленькая — 38 см на 31 см. Художник писал ее явно не на заказ: кому был интересен пекарь? Вероятно, Ян Стен и пекарь были старыми знакомыми (то есть Ян покупал у пекаря его изделия). Может быть, они подружились. Может быть, пекарь был завсегдатаем пивной, которую держал Ян Стен. Может быть, художник захотел своему приятелю сделать подарок — и сделал: он пронес имя пекаря и его жены через столетия (имена написаны на обороте картины: Арент Осваард и Катарина Кайзерсваарт; а вот мальчик — это не сын пекаря, это сын самого Яна Стена).

Кстати, картина не попадает точно ни в один жанр: это не натюрморт, это не портрет, это не бытовая сценка. Можно было бы отнести это произведение к рекламе, но вряд ли написанная на доске картина красовалась у входя в пекарню. А если бы это было — скорее всего, она не сохранилась до наших дней. И мы бы не знали, чем пекари кормили граждан Нидерландов.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: